Обостренный интерес к послевоенной советской абстрактной живописи мы можем наблюдать в США , о чем свидетельствует выставка "Реалии и утопии: абстрактная живопись в коллекции Нортона Доджа" (2001 год) в Zimmerly Art Museum (New Jersey, США), представившая коллекцию абстрактной живописи из собрания Нортона и Ненси Додж.

Художественный авангард в Европе начала XX в.

Идея чистоты и отказа от орнаментов свои истоки берет в пуританизме калвинисткого голландского общества. Стремления группы "Де Стейл" содержали нечто протестанское. Теперь формальный аскетизм должен был транспортировать эстетическую программу модерна и исходя из этого служить идеям функциональности индустриального производства. Таким образом, встретились традиционно гражданский эпос с авангардной утопией.

Формообразование в дизайне должно ограничиться простыми постоянно повторяемыми базовыми элементами. Ритвельд в своей мебели осуществлял провозглашенные идеи "Де Стейл". Известным примером может служить красно-голубой стул, состоящий из простых деревянных брусков и двух плоскостей - сиденья и спинки, которые можно было также производить машинным путем. Отдельные конструктивные элементы подчеркнуты цветом. Стул соединяет формально-эстетические идеалы с функциональными и социальными требованиями массового производства. Он одновременно является продуктом потребления и произведением искусства, и, таким образом, отвечает авангардистским требованиям нового единства искусства и жизни. Мебель, которую впоследствии проектировал Ритвельд, сохраняла все прототипы, но подходила по форме, материалу для массового производства. Сегодня мебель, как и лампы Ритвельда, воспроизводятся как классика дизайна известной итальянской фирмой "Кассина".

Архитекторы группы "Де Стейл" продолжили принципы Мондриана в работе с трехмерным пространством. Так, проект Геррита Ритвельда дома Шредер в Утрехте (Нидерланды, 1924 г.), например, полностью упраздняет традиционные стены, заменив их рядом плоскостей, входящих друг в друга под прямым углом и опирающихся на металлические конструкции, раскрашенные в красный, желтый и синий цвета. Формально строгий изобразительный язык группы "Де Стейл" отражает острую потребность в порядке, которую испытывает мир, погрязший в хаосе.

Группа "Де Стейл", наряду с немецким "Баухаузом" и французской "Эспри-Нуво", стала основой развития нового западноевропейского искусства.

Георгиес Вантангерлоо. Напряженная конструкция, 1917-1918 гг.

Беспредметное искусство ХХ века стало квинтэссенцией взглядов и философских поисков человечества на протяжении нескольких последних столетий. Художественные приемы, созданные внутри абстрактной живописи оказались чрезвычайно интересными и плодотворными для современной художественной культуры

Супрематизм Казимира Малевича абстрактное искусство