Абстрактное искусство прошло сложный исторический путь: от превращения из живописного метода в мощное художественное направление в первой половине века, затем через стадию охлаждения интереса к нему в 60-70-е до превращения обратно в метод (дизайн и компьютерная графика).

Художественный авангард в Европе начала XX в.

Супрематизм Казимира Малевича.

Одним из первых русских авангардных течений в искусстве XX века стал супрематизм. Термин был создан Казимиром Малевичем для определения абстрактных композиций, впервые представленных им в декабре 1915 года на последней футуристической выставке картин "0, 10" (ноль, десять) в Петрограде. Термин "супрематизм" происходит от латинского корня "suprem" образовавшему в родном языке художника, польском, слово "supremacja", что в переводе означало "превосходство", "доминирование".

Движение супрематизм полностью игнорировало реальность изображаемого объекта, что являлось выражением протеста против натурализма в искусстве. Сторонники Малевича сводили живопись к нескольким формальным фигурам, имевшим символическое содержание. Регулярные геометрические фигуры, написанные чистыми локальными цветами, погружались в некое трансцедентное пространство, "белую бездну", где господствовали законы динамики и статики.

Развитие супрематизма в творчестве Малевича привело к усилению роли геометрических плоскостей в общей композиции картины, цвет начал отходить на второй план. Следующий шаг привел к формированию объемов, которые "выводили" супрематизм в архитектуру. Здесь вступали в силу новые архитектонические закономерности.

Малевич в свою концепцию супрематического преобразования мира, разумеется, включал архитектуру и предметный мир. Но исторически получилось так, что супрематизм на уровне проектно-композиционной стилистики сначала выплеснулся в виде орнамента и декора на стены домов, на плакаты, на ткань, на посуду, на предметы туалета, на трамваи, на трибуны и т.д.

Большую роль в выходе супрематизма в объем сыграло творчество Лисицкого. Будучи не только архитектором, но и художником, он, по выражению Хан-Магомедова, стремительно "влетел" в супрематизм и был поглощен им без остатка. В 1919-1921 гг. Лисицкий создает свои "проуны" (проекты утверждения нового) - аксонометрические изображения находящихся в равновесии различных по форме геометрических тел, то покоящихся на твердом основании, то как бы парящих в космическом пространстве. Лисицкий оказался своеобразным катализатором, ускорившим бурное формирование объемного супрематизма.

. Абстрактное искусство в ХХ веке стало точкой, где сходились споры о взаимодействии смысла и образа, кроме того, как метод абстракция всегда граничила с культом, появляясь в искусстве на стыке изображения и философского размышления. Абстрактное искусство, так или иначе, это явление, не только соединившее в себе философское наполнение и художественную форму, но и кардинально изменившее взгляд на изобразительное искусство в целом.

Супрематизм Казимира Малевича абстрактное искусство