Проблема формирования "абстрактного метода художественного мышления" и его трансформации в ХХ веке от яркого живописного явления до промышленного и компьютерного искусства является особо актуальной. Основное внимание в данной работе посвящено рассмотрению трансформации абстрактного метода в отечественном искусстве и месту послевоенной абстракции в мировом художественном процессе.

Художественный авангард в Европе начала XX в.

Татлин Владимир Евграфович (1885-1953 гг.)

Выдающийся художник, родоначальник художественного конструктивизма, сценограф. Родился в семье инженера-технолога. Учился в Харьковском реальном училище, затем в Пензенском художественном училище (1905-1910 гг.). Параллельно занимался в ряде студий Москвы и Петербурга. В к. 1900-х сближается с отечественными авангардистами М.ФЛарионовым, Н.С.Гончаровой, поэтами Велимиром Хлебниковым, А.Е.Крученых и др. Татлин быстро выдвинулся среди авангардистов; летом 1912 организовал в Москве студию, в которой занимались многие левые художники. В 1919-1920 гг. спроектировал и изготовил модель своего самого знаменитого творения - памятника III Интернационалу, ставшего символом движения "конструктивизм". Организатор художественного общества "Союз молодежи". Организатор программных выставок левых художников. Преподаватель ВХУТЕМАСа (деревообделочный факультет). В последние годы работал как художник театра.

Три направления дизайнерской деятельности Татлина в конце 20-х годов имеют важную особенность: деревянные вещи, посуда и летательные аппараты. Форма их зависит от неосредственного соприкосновения с человеком. Это стул и санки, это керамический поильник и Летатлин - летательный аппарат, приводимый в движение мускульной силой человека, лежащего внутри аппарата.

В.Татлин. Летательный аппарат "Летатлин".

Внешний вид, детали креплений.

В России в ХХ веке эволюция абстракционизма совпала с политическими изменениями и борьбой мировоззрений, превращавших таким образом беспредметное искусство в сложный сплав задач формальных и идеологических. Существование абстрактного искусства в России на протяжении двадцатого столетия являлось неким парадоксом

Супрематизм Казимира Малевича абстрактное искусство