Обостренный интерес к послевоенной советской абстрактной живописи мы можем наблюдать в США , о чем свидетельствует выставка "Реалии и утопии: абстрактная живопись в коллекции Нортона Доджа" (2001 год) в Zimmerly Art Museum (New Jersey, США), представившая коллекцию абстрактной живописи из собрания Нортона и Ненси Додж.

Художественный авангард в Европе начала XX в.

Футуризм

Кубизм изначально был задуман Пикассо и Браком как формальный метод создания изящно уравновешенных произведений в традиционных жанрах натюрморта, портрета и ню. Другие художники увидели в новом стиле сходство с геометрической точностью техники, позволяющее легко приспособить его для отражения динамизма современной жизни, воспеть красоту машины.

Культ машины достигает своей кульминации в произведениях группы итальянских художников, объединившихся под знаменем футуризма. Примкнувшие к этой группе художники бросали вызов образцам и идеалам прошлого. В первом "Манифесте футуризма" (1909 г.) Филиппо Томмазо Маринетти заявляет, что мчащийся автомобиль производит на него гораздо большее впечатление, чем любая классическая скульптура, вроде Ники Самофракийской. Он провозглашает наступление промышленной эры, эпохи скоростей, приветствует любовь к опасности, безудержную энергию фабрики, стройки, локомотива и аэроплана. Переняв приемы, отработанные кубистами, художники-футуристы воспевали в своих картинах и скульптурах динамику и грохот современного индустриального города.

В основе футуристической живописи, скульптуры и архитектуры лежит выражение движения в двух формах: "проникновение внутрь" и "одновременности".

Футуризм буквально вымер во время первой мировой войны. Его лидеры погибли от тех же орудий истребления и разрушения, которые они прославляли накануне войны в своих радикальных манифестах. Но их наследие было вскоре подхвачено во Франции, Америке и, прежде всего, в России.

Беспредметное искусство ХХ века стало квинтэссенцией взглядов и философских поисков человечества на протяжении нескольких последних столетий. Художественные приемы, созданные внутри абстрактной живописи оказались чрезвычайно интересными и плодотворными для современной художественной культуры

Супрематизм Казимира Малевича абстрактное искусство