Оформление сборочного чертежа Выполнение чертежей деталей Метод проекций Последовательность нанесения размеров Проецирующие плоскости Позиционные задачи Метод секущих плоскостей Решение метрических задач Замена плоскостей проекции

Правила нанесения размеров на чертежах

 Различают следующие способы построения развёрток неразвёртывающихся поверхностей:

соосных цилиндров;

соосных конусов;

несоосных цилиндров.

Рассмотрим сущность способа несоосных цилиндров на примере построения развёртки сферы

Построение внешней касательной к двум окружностям

Последовательность построения следующая (рис.2.16):

1. Из центра большей заданной окружности проводим окружность радиусом равным R1-R2 (рис.2.16 б);

2. Через середину расстояния между центрами заданных окружностей проводим окружность радиусом, равным половине расстояния между этими окружностями (рис.2.16 в, г);

3.Находим точки пересечения этих окружностей А и В (рис.2.16 г);

4. Через центр заданной большей окружности и точки А и В проводим линии до окружности большего радиуса. Получаем точки С и D (рис.2.16д);

5.Из центра меньшей окружности проводим прямые , параллельные прямым, построенным в пункте 4, получаем точки Е и F (рис.2.16д);

6. Точки С, Е и точки D, F соединяем прямыми. Они расположены касательно к заданным окружностям (рис.2.16е).

7. Результат построения – на рис.2.16ж.

Рис.2.16

Вывод. Чтобы осуществить сопряжение линий нужно:

Найти центр сопряжения;

Определить точки сопряжения;

Провести сопрягающую дугу, строго от точки до точки.

Характерные точки на диаграмме (результаты опытов, расчетов, построений и т.п.) при необходимости соединяют линией. Точки обозначают кружочками диаметром около одного миллиметра, крестиками, треугольниками и другими условными обозначениями, что позволяет визуально отличить кривые друг от друга . Изображения функциональных зависимостей выполняют сплошной линией двойной толщины, а если изображают две или более зависимости - применяют линии разных типов. Рекомендуют следующие общие правила расстановки цифровых и буквенных обозначений на иллюстрациях: - характерные точки геометрических фигур (вершины углов и т.д.) обозначать прописными буквами латинского алфавита; - углы обозначать греческими строчными буквами; - части геометрических фигур (длины отрезков и т.д.) обозначать арабскими курсивными цифрами.

Поверхности

Поверхности являются самым сложным геометрическим объектом, изучаемым начертательной геометрией и инженерной графикой. Мир поверхностей безграничен. Он простирается от простейшей плоскости до причудливых поверхностей, используемых в архитектуре и скульптуре, от элементарного цилиндра до сложнейших по форме деталей авиадвигателя и т.п. Все, что нас окружает дома, машины, люди и т.д. – принадлежит к миру поверхностей. Поверхности в нашей жизни играют очень важную роль, особенно для инженера-конструк­тора, который должен знать и уметь, как сконструировать поверхность, чтобы она отвечала заранее заданным требованиям. А эта задача весьма трудоемка и часто бывает нелегко найти правильное решение. Рассмотрим некоторые общие вопросы образования и задания поверхностей, которые необходимо знать проектировщику при решении практических задач.

1. Понятие о поверхности

Определение поверхности. В математике под поверхностью понимается непрерывное множество точек, между координатами которых может быть установлена зависимость, определяемая в декартовой системе координат уравнением вида F(x,y,z)=0 , где F(х,у,z) – многочлен n-й степени или трансцендентная функция.

Начертательная геометрия изучает геометрические фигуры, заданные графически. Поэтому поверхность рассматривается как совокупность всех последовательных положений некоторой перемещающейся в пространстве линии. Если принять, что положение движущейся в пространстве линии будет непрерывно меняться с течением, например, времени, и принять время за параметр, то поверхность можно рассматривать как непрерывное однопараметрическое множество линий. В свое очередь, линия определяется как непрерывное однопараметрическое множество точек. С учетом этого можно дать следующее определение поверхности: поверхностью называется непрерывное двухпараметрическое множество точек.

 Сначала сфера разделяется горизонтально проецирующими плоскостями, проходящими через ось сферы, на несколько равных частей аналогично долькам мандарина (в примере на шесть частей). Каждая такая часть поверхности вращения заменяется цилиндрической проецирующей поверхностью, направляющей которой является средняя линия этой части поверхности, а образующие перпендикулярны плоскости направляющей.
Позиционные задачи на пересечение прямых и плоскостей