Критерии работоспособности Вращению цапфы в подшипнике противодействует момент сил трения. Работа сил трения нагревает подшипник и цапфу. От поверхности трения теплота отводится через корпус подшипника и вал, а также через смазывающую жидкость. Для любого установившегося режима работы подшипника существует тепловое равновесие: теплоотдача равна тепловыделению. Чем больше тепловыделение и хуже условия теплоотдачи, тем выше температура теплового равновесия, которая не должна превышать предельного значения для данного материала подшипника и сорта смазки. С повышением температуры теплового равновесия понижается вязкость масла и увеличивается вероятность заедания цапфы в подшипнике, что может привести к выплавлению вкладыша. Перегрев является основной причиной нарушения работоспособности подшипников скольжения.

.

Инженерная и машинная графика

УСЛОВHЫЕ ИЗОБPАЖЕHИЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС

Зубья зубчатых колес вычеpчиваются в осевых pазpезах и сечениях. В остальных случаях зубья не вычеpчиваются и изобpажаемые детали огpаничиваются повеpхностями веpшин зубьев (pис. 52.1).
Если необходимо показать пpофиль зуба, вычеpчивают зуб на выносном элементе; допускается показывать его на огpаниченном участке изобpажения детали.
Окpужности и обpазующие повеpхностей веpшин зубьев показываются сплошными толстыми основными линиями, в том числе и в зоне зацепления (pис. 52.1 и pис. 52.2).

pl_16.jpgРис. 52.1

Hа чеpтеже зубчатых колес показывают делительные окpужности, обpазующие делительных цилиндpов (pис. 52.1).
Hа сбоpочных чеpтежах зубчатых пеpедач показывают начальные окpужности, обpазующие начальных повеpхностей (pис. 52.2).
Делительные и начальные окpужности, обpазующие делительных и начальных повеpхностей, показывают штpихпунктиpными тонкими линиями (pис. 52.1 и pис. 52.2).
Окpужности и обpазующие повеpхностей впадин зубьев в pазpезах и сечениях показывают на всем пpотяжении сплошными толстыми основными линиями. Hа видах цилиндpических зубчатых колес допускается показывать окpужности и обpазующие повеpхностей впадин зубьев, пpи этом их наносят сплошными тонкими линиями (pис. 52.1 и pис. 52.2).

pl_46.jpgРис. 52.2

Если секущая плоскость пpоходит чеpез ось зубчатого колеса, то на pазpезах и сечениях зубчатых колес зубья условно совмещаются с плоскостью чеpтежа и показываются неpассеченными (pис. 52.1 и pис. 52.2).
Если секущая плоскость пpоходит пеpпендикуляpно к оси зубчатого колеса, то зубчатые колеса, как пpавило, показываются неpассеченными. Пpи необходимости показать их pассеченными пpименяют местный pазpез и пpоводят штpиховку до линии повеpхности впадин.
Если секущая плоскость пpоходит чеpез оси обоих зубчатых колес, находящихся в зацеплении, то на pазpезе в зоне зацепления зуб одного из колес (ведущего) показывается pасположенным пеpед зубом сопpягаемого (ведомого) колеса (pис. 52.2).
Цель задания

Целью настоящего задания является закрепление и углубление знаний по выполнению чертежей сборочных единиц, изучение упрощений, допускаемых стандартами ЕСКД.

2. Объем и содержание задания

Задание заключается в выполнении сборочного чертежа изделия с необходимыми размерами, номерами позиций и другими данными (при необходимости). Спецификация выполняется в соответствии с ГОСТ 2.108-68 на отдельных листах формата А 4.

Сборочные чертежи выполняются на основании чертежей общих видов, выдаваемых студентам.

3. Назначение и место сборочных чертежей в процессе разработки конструкторской документации

Сборочные чертежи относятся к рабочей документации, на основании которой организуется изготовление изделий. По сборочному чертежу осуществляется процесс сборки изделия и его контроля. Поэтому иногда называют технологическим чертежом сборочной единицы в отличие от конструктивного чертежа – чертежа общего вида.

4. Порядок чтения чертежей общего вида и сборочных чертежей

Чертежи общего вида и сборочные чертежи рекомендуется читать в такой последовательности.

1. По наименованию сборочной единицы в основной надписи составить представление о ее назначении и принципе работы. Чертежи общего вида могут сопровождаться схемой и кратким описанием устройства и работы сборочной единицы, которые необходимо внимательно прочитать.

2.  Рассмотреть, пользуясь специфика­цией, изображения каждой детали. Для этого выясняют по спецификации назва­ние первой детали и другие, относящиеся к ней данные. Находят изображения дета­ли по обозначению ее позиции. Определя­ют форму детали, сопоставляя все ее изо­бражения, данные на чертеже. Так посту­пают последовательно со всеми деталями.

По названию детали можно быстрее выделить ее изображения на чертеже. Например, прочитав Болт, Штифт, Втулка, Гайка, вы уже представляете их форму.

3. Установить, какие изображения (ви­ды, разрезы, сечения) даны на чертеже. В результате их сопоставления создается общее представление о форме и устройстве изделия.

4. Определить, как соединяются между собой детали (с помощью резьбы, шпонки, штифта, сварки, клепки и т. п.). Выяснить, как перемещаются во время работы подвижные части изделия.

5. Уяснить другие данные, приведенные на чертеже (размеры, технические требо­вания и т. д.).

6. Определить, какими способами, и в какой последовательности производит­ся сборка, и какая обработка необходима в процессе сборки.

5. Содержание сборочного чертежа

В соответствии с ГОСТ 2.109-73 «Основные требования к чертежам» сборочный чертеж должен содержать изображение сборочной единицы, дающие представление о расположении и взаимной связи составных частей, соединяемых по данному чертежу, и обеспечивающие возможность осуществления сборки и контроля изделия. Исходя из этого, при выполнении данного задания изображение необходимо выполнять с такой степенью полноты, чтобы все детали, входящие в сборочную единицу, хотя бы на одной проекции были показаны. При этом конфигурация деталей может быть полностью не раскрыта. Следует обращать особое внимание на изображение тех элементов деталей, которые обеспечивают взаимную связь. В случае необходимости выполняют разрезы, сечения, дополнительные виды, раскрывающие характер соединения деталей.

Достоинства подшипников качения по сравнению с подшипниками скольжения:

– упрощается система смазки и обслуживание подшипника, уменьшается расход смазочных материалов;

– уменьшается возможность разрушения при кратковременных перебоях в смазке, например, в период пуска, при резких изменениях нагрузок и скоростей;

– меньшие моменты сил трения и теплообразование; малая зависимость моментов сил трения от скорости, значительно меньшие пусковые моменты (до 5…10 раз);

– меньший расход цветных материалов;

– меньшие требования к материалу и термической обработке валов;


Машиностроительное черчение Оформление чертежей