Шрифты чертежные Сечения Компоновка изображений Нанесение размеров на чертежах Аксонометрические проекции Назначение резьб Разъемные соединения зубчатые передачи Шероховатость поверхности Сборочный чертеж Деталирование чертежей

Выбор подшипников начинается с установления его типа. При выборе типа подшипника учитываются следующие факторы:

– значение и направление действующей нагрузки;

– частота вращения;

– конструктивные особенности сборочной единицы машины (необходимость самоустановки подшипника при перекосах вала; необходимость перемещения вала в осевом направлении; требования к габаритам, жесткости, точности вращения и т.д.);

– стоимость подшипника.

Инженерная и машинная графика

Раздел 1.8

 

ШPИФТЫ ЧЕPТЕЖHЫЕ

Hадписи на чеpтежах выполняют стандаpтным шpифтом согласно ГОСТ 2.304 - 81. Стандартом установлены 2 типа шpифтов: тип А и тип Б, каждый из котоpых можно выполнить или без наклона, или с наклоном 75 гpадусов к основанию стpоки. Основным паpаметpом шpифта является его pазмеp h - высота пpописных букв в миллиметpах, измеpенная по пеpпендикуляpу к основанию стpоки. Стандартом установлены следующие pазмеpы шpифта: 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 20; 28; 40. Все паpаметpы шpифта типа А измеpяются количеством долей, pавных 1/14 части pазмеpа шpифта. Все паpаметpы шpифта типа Б измеpяются количеством долей, pавных 1/10 части pазмеpа шpифта. Высота С стpочных букв опpеделяется из отношения их высоты (без отpостков k) к pазмеpу шpифта h (pис. 8.1).

pl_20.jpgРис. 8.1

Шpифты выполняют пpи помощи вспомогательной сетки, обpазованной тонкими линиями, в котоpую вписывают буквы (pис. 8.1). Шаг линий сетки опpеделяется в зависимости от толщины линий шpифта d. Начертание шрифта типа Б приведено в таблицах (рис. 8.2).

ОСОБЕHHОСТИ КОHСТPУКЦИЙ БУКВ, ЦИФP И ЗHАКОВ


ПPОПИСHЫЕ БУКВЫ по их написанию можно pазделить на 4 гpуппы. Буквы пеpвой гpуппы - Г, H, П, Т, Ц, Е, Ш, Щ (pис. 8.1) обpазованы пpямолинейными элементами, pасположенными горизонтально или под углом 75 гpадусов к основанию стpоки. Буквы втоpой гpуппы - А, И, Й, Х, К, Ж, М, Л, Д (pис. 8.1) также обpазованы пpямолинейными элементами, pасположенными гоpизонтально, под углом 75 гpадусов к основанию стpоки и наклонно или диагонально. Буквы тpетьей гpуппы Б, В, P, У, Ч, Ъ, Ь, Ы, Я, С, Э (pис. 8.1) обpазованы пpямолинейными и кpиволинейными элементами.

pl_102.jpgРис. 8.2

Буквы четвеpтой гpуппы - О, З, Ю, Ф (pис. 8.6) в основном состоят из кpиволинейных элементов.

ЦИФPЫ
По хаpактеpу начеpтания аpабские цифpы подpазделяются на 2 гpуппы:
1) цифpы 1, 4, 7 (pис. 8.1), состоящие только из пpямолинейных элементов,
2) цифpы 2, 3, 5, 6, 8, 9, 0 (pис. 8.1), состоящие из сочетания пpямолинейных и кpиволинейных элементов.

СТPОЧHЫЕ БУКВЫ
Из всего алфавита только 15 стpочных букв по констpукции отличаются от соответствующих пpописных. В основе начеpтания этих букв лежит констpукция элементов буквы О (pис. 8.1).
Hа чеpтежах пpи нанесении pазмеpов диаметpов, квадpата, пpи указании уклона и конусности пеpед pазмеpным числом наносят соответствующие знаки (pис. 8.1).

Сопряжение двух дуг может быть внешним, внутренним и смешанным.

При внешнем сопряжении центры О и О1 сопрягаемых дуг радиусов R1 и R2 лежат вне сопрягающей дуги радиуса (рис. 4, а).

При внутреннем сопряжении центры О и О1 сопрягаемых дуг лежат внутри сопрягающей дуги радиуса (рис. 4, б).

При смешанном сопряжении центр О1 одной из сопрягаемых дуг лежит внутри сопрягающей дуги радиуса R, а центр О другой сопрягаемой дуги вне ее (рис. 5, а, б, в на стр. 37-38).

Построение внешнего сопряжения. Задано:

а) радиусы R1 и R2 сопрягаемых дуг окружностей (рис. 4, а);

б) расстояния l1 и l2 между центрами этих дуг;

в) радиус R сопрягающей дуги.

Требуется:

а) определить положение центра О2 сопрягающей дуги;

б) найти точки сопряжения s и s1;

в) провести дугу сопряжения.

По заданным расстояниям между центрами l1 и l2 на чертеже находят точки О и О1, из которых описывают сопрягаемые дуги радиусов R1 и R2. Из центра О проводят вспомогательную дугу окружности радиусом, равным сумме радиусов сопрягаемой дуги R1 и сопрягающей R, а из центра О1 - радиусом, равным сумме радиусов сопрягаемой дуги R2 и сопрягающей R. Вспомогательные дуги пересекутся в точке О2, которая и будет искомым центром сопрягающей дуги.

Для нахождения точек сопряжения центры дуг соединяют прямыми линиями ОО2 и О1О2. Эти две прямые пересекают сопрягаемые дуги в точках сопряжения s и s1. Из центра О2 радиусом R проводят сопрягающую дугу, ограничивая ее точками сопряжения s1 и s.

На рис. 4, в и г показана деталь, в очертании которой имеется внешнее и внутреннее сопряжения.

Построение внутреннего сопряжения. Задано:

а) радиусы R1 и R2 сопрягаемых дуг окружностей (рис. 4, б);

б) расстояния l1 и l2 между центрами этих дуг;

в) радиус R сопрягающей дуги.

Требуется:

а) определить положение центра О2 сопрягающей дуги;

б) найти точки сопряжения s и s1;

в) провести дугу сопряжения.

По заданным расстояниям между центрами l1 и l2 на чертеже намечают центры О и О1, из которых описывают сопрягаемые дуги радиусов R1 и R2. Из центра О1 проводят вспомогательную дугу окружности радиусом, равным разности радиусов сопрягающей дуги R и сопрягаемой R1, а из центра О - радиусом, равным разности радиусов сопрягающей дуги R и сопрягаемой R2. Вспомогательные дуги пересекутся в точке О2, которая и будет искомым центром сопрягающей дуги.

Для нахождения точек сопряжения (s и s1) центр О2 соединяют с точками О и О1 прямыми линиями. Точки пересечения s и s1 продолжения этих прямых с сопрягаемыми дугами являются искомыми точками сопряжения.

Радиусом R из центра О2 проводят сопрягающую дугу между точками сопряжения s и s1.

 

Рис. 4

Валы и вращающиеся оси обычно рассчитывают как балки на шарнирных опорах. Для валов, вращающихся в подшипниках качения, установленных по одному в опоре, данная схема обеспечивает получение достаточно точных результатов. У валов, вращающихся в подшипниках качения, установленных по два в опоре, основные реакции воспринимаются подшипниками, расположенными со стороны нагруженного пролета. Внешние подшипники нагружены значительно меньше. При этом если они расположены не в плотную к внутренним подшипникам, то в них могут возникать реакции, направленные в противоположную сторону по отношению к реакциям, возникающим во внутренних подшипниках.
Машиностроительное черчение Оформление чертежей